О компании Сертификат Фото Видео Вопросы Статьи Безопасность

Страничка психолога

Что такое конструирование?


Здравствуйте! Меня зовут Чукарин Борис. Я выпускник психологического факультета МГУ, практикующий психолог, автор развивающей программы «Лаборатория детского конструирования». В своих статьях я буду рассказывать о специфике детской психологии, особенностях работы с детьми дошкольного возраста, правилах организации дидактических и сюжетно-ролевых игр с конструкторами, обо всех этапах обучения творческому конструированию делиться сложностями и противоречиями, которые возникают в совместных играх с детьми, делать научные знания доступными и легко применимыми. В общем, всё то, что можно активно использовать при самостоятельном обучении ребенка.




То, с чем мы работаем и играем с детьми, очень сильно зависит от тех предложений, которые существуют на рынке детских услуг. И в последние десятилетия все большую популярность приобретают различные конструкторы: пластиковые и деревянные кубики, прекрасно знакомое LEGO, магнитные, инженерные конструкторы и многие другие. Чем же они так полезны? В первую очередь, действия с конструкторами, сбор моделей по схемам оказывает большое влияние на развитие психических функций (внимания, памяти, мышления, восприятия и воображения), развитие мелкой моторики. И появляется много курсов, где целью является научить ребенка с использованием сложных инженерных конструкторов или даже элементов робототехники строить модели колеса обозрения, ходящих динозавров и т.п. Да, все это интересно и безусловно полезно, и оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка, но часто всё этим и ограничивается. Происходит сдвиг в развитии, акцент во внимании уделяется только когнитивному (познавательному) развитию, а развитие эмоциональной, коммуникативной сферы, спонтанной игровой деятельности остается как бы за кадром.

Настоящий потенциал конструирования скрывается за всем этим, а главное, чего можно добиться, покупая ребенку конструктор (и к чему нужно стремиться) – это актуализация и развитие творческого потенциала. Ведь что такое творчество? Это умение сделать что-то новое, неповторимое, то, чего не было в предыдущем опыте, будь то художественное произведение, идея, механический прибор. И конструкторы великолепно подходят для этого. Ведь даже маленький дом или щенок, который будет построен ребенком, является для него новым и неповторимым.

Для актуализации и развития творческого потенциала в психологии принято поэтапно обучаться следующим методам конструирования: по моделям, образцам и готовым рисункам; по схемам и чертежам.  Эти два этапа имеют мало общего с развитием творчества, но они необходимы, так как задают саму основу самостоятельной игры с конструктором (большинство курсов по робототехнике и инженерному конструированию ориентированы именно на эти два метода). А вот конструирование по условиям; по собственному замыслу и сюжетной теме в наибольшей степени позволяют развернуться творчеству детей, развитию самостоятельности, гибкости мышления, формируют устойчивость замыслов. Именно последним формам уделяется мало внимания, а чаще всего они ускользают из виду. Помимо этого, конструкторы являются замечательным средством, запускающим сюжетно-ролевую игру, где дети учатся правилам, познают сложный мир отношений и взаимодействия друг с другом, развивают свой эмоциональный интеллект, способности к грамотной коммуникации.

Почему именно магнитный конструктор «МагМастер»?

В своих занятиях по обучению конструированию мы работаем с магнитным конструктором фирмы «МагМастер», что, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами конструктора. Все детали магнитного конструктора имеют очень яркие, привлекательные для ребенка цвета. Даже простое знакомство с деталями моментально вовлекает в игру. Так, соединив между собой несколько квадратов и треугольников, ребенок обнаруживает рядом с собой небольшой домик.  

Детали магнитного конструктора легко соединяются между собой, но несмотря на это, для постройки сложных геометрических фигур или сюжетных построек необходима большая концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук, произвольности поведения, усидчивости, отсутствие боязни совершить ошибку и умение ее исправить. И именно эти качества начинают активно развиваются уже после нескольких занятий с конструктором. Большое разнообразие плоских и сферических фигур позволяет строить модели любых форм и размеров, поэтому границ для творческой деятельности практически не существует.  Его использование позволяет реализовывать в своей программе все основные разработанные психологами формы организации обучения конструированию: строительство по образцу, по схемам, рисункам и чертежам, по условиям и по собственному замыслу.  С помощью магнитного конструктора возможно собирать модели, которые дети легко включают в сюжетно-ролевую игру:

Играем в поход? Тогда давайте соберем и возьмем с собой рацию, бинокль, большой фонарь, фрукты. Скоро день рождения? Тогда нам срочно нужно сделать праздничный торт и собрать подарки для именинника.  Почему мы используем конструктор компании «МагМастер»? На наш взгляд, это лучшее предложение на рынке по соотношению цена / качество. Покупая более дешевые китайские аналоги, рискуешь купить конструктор, который не только гораздо быстрее выйдет из строя, но который даже при контакте оказывает вредное для здоровья воздействие. А вот купить более дорогие наборы, в которых и моторы, и шестеренки, приводящие построенные машины, карусели в движение, вроде бы хорошо. Но, как правило, оказывается, что такие, усовершенствованные до предела, игрушки тормозят и ограничивают собственное воображение детей, внутренний план действия у ребенка остается незадействованным. А разницы в качестве не обнаруживается никакой.

Очень важной особенностью и преимуществом конструкторов линейки «МагМастер» являются наборы из серии «Кроха». Наборы, с которыми могут играть даже самые маленькие строители. Это, с одной стороны, позволяет постепенно и с самых ранних лет знакомиться с миром конструирования, обогащать игру и сюжеты. также позволяет создавать общее игровое пространство для детей разных лет.

Наши развивающие занятия всегда начинаются со знакомства с отдельными деталями конструктора. Детали конструктора – отличный диагностический инструмент, который с самых первых занятий помогает увидеть, с какими заданиями ребенок справляется успешно, а где есть затруднения.

Начинать знакомство лучше всего с простых фигур: квадрат, прямоугольник, равносторонний и равнобедренный треугольник. Понять, знает ли ребенок название деталей. Знаком ли он со всеми цветами, представленными в наборе. Объяснить, почему фигуры имеют такое название, что оно зависит от количества углов, длины сторон и т.д. А ниже примеры упражнений, в которые можно играть с детьми при знакомстве с деталями конструктора: Игры на сортировку: Нарисовать на листе бумаги треугольники и квадраты и пометить какое количество деталей и каково цвета необходимо отобрать ребенку.

Игру можно усложнить, предложив ребенку запомнить инструкцию и по памяти выбрать необходимые детали.  Такие игры помогают развивать внимание, память, навыки счета, учат дифференцировать отдельные детали в зависимости от их формы, размера, цвета.

Игра в ассоциации: Ассоциации по цвету: а с чем у тебя ассоциируется синий цвет треугольника? Какие предметы дома, на улице, в садике покрашены этим цветом? Ассоциации по форме: пофантазировать, на какие объекты в доме похожи отдельные детали. К примеру, прямоугольник напоминает автобус, дом, в котором мы живем, а треугольник напоминает крыши башен. Игры в ассоциации направлены на диагностику и развитие ассоциативного мышления, умения находить взаимосвязи, общее речевое развитие, расширение кругозора.   

Игры на установление закономерностей: Перед ребенком в ряд разложены синий и красный треугольники, за ними синий и красный квадраты, а затем опять синий треугольник. И ребенку предлагается продолжить цепочку деталей, добавить необходимые. Такую цепочку можно усложнять, в зависимости от способностей и успехов детей, добавлять детали новых форм и цветов. Упражнения на установление закономерностей развивают у ребенка аналитическое и логическое мышление, умение видеть закономерности и устанавливать связи.

На главной странице сайта вы можете найти «Методические материалы для детских дошкольных учреждений», в них представлен ряд заданий, которые можно использовать в качестве опоры для самостоятельной работы с детьми. А дальше мы приступаем уже непосредственно к деятельности конструирования, и начинаем с организации свободного экспериментирования с деталями конструктора. Со стороны кажется, что деятельность имеет хаотичный характер. И действительно, у такой детской активности нет заранее заданных целей, требований, правил. Дети знакомятся со свойствами деталей, организуют пространство для игры, узнают о принципах, правильных способах соединения отдельных деталей между собой, об устойчивости построек.

Самостоятельное ознакомление с различными свойствами в дальнейшем очень обогащают процесс творческого конструирования. Но здесь очень важно, чтобы ознакомление не оставалась только на уровне манипуляций с деталями. Необходимо постоянно расширят арсенал деталей конструктора, добавлять более сложные фигуры (ромб, трапеция, арка, сектор и т.д.), пробовать строить более сложные конструкции. А во-вторых, важно, проговаривать с детьми все ошибки, трудности и сложности, которые у них возникают. Мы всегда стараемся придумывать рассказы, небольшие истории с теми конструкциями, что получились у нас, зарисовывать их, включать в более широкую игровую деятельность. Так мы плавно подходим к следующему важному этапу обучения: конструированию по образцу, схемам и моделям.