О компании Сертификат Фото Видео Вопросы Статьи Безопасность

Зачем и как правильно играть с детьми?

Зачем и как правильно играть с детьми?

Дошкольный возраст является важнейшим периодом для развития творческого мышления и воображения ребенка. Именно в это время происходит активное развитие эстетического и эмоционального отношения к миру, развивается интеллектуальная активность детей. Когда ребенок идет в школу, развитие творчества идет на спад. Это связано, с одной стороны, с теми требованиями, которые школа и учителя предъявляют к детям, а с другой, включенностью детей в совершено незнакомый социальный мир, где необходимо осваивать новые нормы и правила, учиться новым способам поведения, осваивать ранее неизвестные знания. Поэтому важно не упустить момент, когда возможно заложить творческий потенциал, позволяющий принимать детям неожиданные решения, искать нестандартные способы решения любых задач, свободно исследовать неизвестное, не боясь совершить ошибку. Ведь творческий потенциал не является врожденным и не берется из ниоткуда, его необходимо развивать, и это возможно только в совместной игре с ребенком. Играя с детьми, мы создаем для них зону развития, в который они могут научиться и познать гораздо больше, чем если бы игра проходила в стихийной, неконтролируемой форме.

Но прежде чем перейти к специальным формам организации обучения, мне бы хотелось рассказать о правилах совместной, развивающей игры с магнитным конструктором:

  1. У каждого ребенка есть много игрушек, проходит время и многие надоедают, перестают быть привлекательными, мотивация играть с ними пропадает. Поэтому у детей должны быть «особые» игрушки, которые не всегда могут быть доступны, вызывающие желание и интерес играть с ними.

У меня для тебя есть новый конструктор, особенный, магнитный. Показать? – и у родителя такой тон, что ребенок и не понимает, покажут этот конструктор или нет. А жаль, если не покажут, ведь они наверно такие интересные. Только это не просто квадратики и треугольники. С их помощью можно решать задачки, даже очень трудные. Сумеешь ли ты их решить? Сумею, уверяет ребенок. Он уже ничуть не сомневается, что решит всё, при этом он заинтересован, и конструктор становится для него совсем соблазнительным.

И в дальнейшем, для поддержания интереса ребенка к развивающим играм, нельзя смешивать конструкторы с обычными игрушками. И дело не в том, что какие-то детали могут потеряться или быстрее выйти из строя. Конструктор становится доступным, и мотивация к игре с ним пропадает. Ведь мотивация – главный двигатель творческого развития.

  1. В совместной игре очень важно подчеркивать успехи ребенка. Улыбка, радость и искренняя заинтересованность взрослого в прогрессе детей, наверное, главный залог успеха. Но при этом нельзя забывать, что перехваливать нельзя. Похвала не по заслугам только вредит ребенку, она не показывает настоящих возможностей и их резервов, т.е. куда можно расти дальше. Поэтому оценка должна быть очень конкретной: Посмотри, как правильно ты соединил всё детали между собой, ничего не упустил. Сегодня сложить фигуру у тебя получилось гораздо быстрее, чем вчера. Но всегда нужно указывать и на недостатки, тем самым мы показываем ребенку резервы его возможностей, что он может делать еще лучше: У тебя получилась хорошая постройка, но перепутана одна деталь, посмотри на инструкцию и попробуй найти, что не так. Ты знаешь, я вижу у тебя пару ошибок. Сможешь ли ты найти их самостоятельно? Очень важно привлекать к оценке и самого ребенка: Что по-твоему тебе сегодня особенно удалось? А что сегодня не получилось?
  2. Интерес, мотивацию играть очень легко притупить. Это случается, когда мы принуждаем ребенка играть, доводим до того, что игра начинает надоедать. Обычно занятия длятся 40-60 минут. И если вы вдруг начинаете замечать, что игра вызывает сопротивление или интерес угасает, то ее нужно заканчивать, пообещав, что поиграем в нее в завтра, в другой раз. Игру можно отложить на день, даже неделю, чтобы у ребенка всегда оставалась свобода выражения, потому что только в такой среде могут проявляться творческие способности. Но интерес к игре можно вызвать и со стороны взрослого. Например, поиграть самим в конструктор, пусть ребенок понаблюдает, как вы играете. Или можно устроить соревнование, кто быстрее соберет машину, фигурку животного. И тут можно столкнуться с неожиданностью. Я всегда удивляюсь, когда на занятиях дети могут построить некоторые модели гораздо быстрее меня.
  3. Самостоятельность и никаких подсказок. Очень важное правило развивающих игр: взрослый не должен подсказывать ребенку. Ни словами, ни жестами, ни мимикой, ни взглядом. Почему необходимо воздерживаться от них? По опыту своей работы знаю, что в начале, когда ребенок только знакомится с конструктором, такие реплики очень помогают: позитивные – окрыляют, а критические – заставляют подумать, начать делать более внимательно. Но дальше от них нужно отказаться, потому что ребенок не будет судить о том, что он сделал сам. Самоконтроля, внутреннего плана действий не будет, и после очередной постройки он будет оборачиваться и смотреть на вас: улыбнетесь вы, или нахмуритесь. И тогда замечания взрослого становятся главным критерием в оценке собственных действий.
  4. Начинать развивающие игры нужно с простых, даже элементарных заданий, постепенно увеличивая сложность, чтобы ребенок почувствовал удовлетворение от игры, от успеха. Но вот мы с детьми добираемся до трудных заданий, и несмотря на все усилия детей, постройка не удается, не получается сделать модель по тем условиям и требованиям, которые предъявляет взрослый. Тогда игра, чтобы не вызвать у ребенка негативных эмоций, на время прекращается. И когда мы вновь приступаем к ней, мы начинаем опять с более легких заданий, ранее преодоленных, чтобы к концу игры подойти к тем трудным, пока непреодолимых. Это очень напоминает плавание ледокола, который пробивает дорогу даже через толстый и крепкий лед: отойдет назад, а потом снова вперед, набирая скорость по уже пробитой дороге, врезается в лед, пробивая его. Этот метод «ледокола» позволяет детям сохранять всегда веру в собственные силы.
  5. Сами по себе конструкторы и постройки, которые строит ребенок, по своему содержанию могут быть абстракты и не нести для детей образной, сюжетной нагрузки. Но дети легко очень рисуют сходства построек с реальными предметами. Даже ручки и карандаши в их фантазии легко превращаются в ракеты, а поставленные рядом стулья – в автобус. Эту особенность детского мышления необходимо использовать, чтобы возбудить интерес к развивающим играм. Одно дело посмотреть на инструкцию, сложить между собой несколько квадратов и поставить их на колеса. Но можно сделать иначе: Смотри, эта модель очень похожа на автобус, на котором мы с тобой ездили вчера. Сможешь сделать из квадратиков такой же. И когда ребенок его построит, можно придумать историю. А как ты думаешь, куда едет этот автобус? Кто его пассажиры? Игра в таком случае гораздо более интересна для детей. И открывается огромный простор как для детского творчества, так и для творчества родителей. Можно придумывать с детьми сказки, попробовать построить то, что видели сегодня на улице, во время прогулки или же в любимом ребенком мультике, фильме, обогащать игру другими игрушками и т.д.

Просмотров: 271